Благотворительная деятельность: организационные и регистрационные вопросы

0
456
Spread the love

Актуальной темой для многих сегодня является благотворительная деятельность. Вопросы, так или иначе связанные с этой сферой, регулярно поступают в адрес редакции forpeople.  И несмотря на то, что наши консультации больше относятся к сфере частного предпринимательства и трудовых отношений, в этой статье мы решили уделить внимание именно теме благотворительности. Ведь если откровенно: именно способность к сопереживанию, состраданию, бескорыстной помощи другим лакмус нашего духовного здоровья и равновесия.
Для начала определимся с законодательной базой. К основным нормативным документам, регулирующим деятельность благотворительных организаций (далее БО), относятся: ЗУ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 5073-17 от 05.07.2012 г. (далее — Закон № 5073-17), Гражданский (далееГКУ) и Налоговый (далееНКУ) кодексы Украины. Также не лишним будет ознакомится с ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» № 755-15 от 15.05.2013 (далееЗакон № 755-15) и Порядком ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключение из Реестра №440 от 13.07.2016 года (далее – Порядок № 440).
Виды БО
Рассмотрим, какие существуют виды благотворительных организаций и чем они отличаются друг от друга:

вид БО учредители источники финансирования действует на основании высший орган управления
благотворительное общество два и более взносы участников, благотворительные взносы устава общее собрание участников
благотворительное учреждение один и более активы учредителей, которые они передают для достижения целей деятельности БО. Финансирование фонда осуществляется за счёт таких активов или доходов от их использования. учредительного акта (может быть в виде отдельного документа или части завещания) наблюдательный совет, в который не входят учредители
благотворительный фонд один и более взносы участников, благотворительные взносы устава общее собрание участников

В целом, принципы функционирования общества и фонда похожи: источники финансирования, орган управления, учредительные документы. Кроме того, в отличии от благотворительного учреждения, фонд и общество не обязаны создавать наблюдательный совет, если количество участников не превышает 10. К преимуществам фонда можно отнести относительно простую организационная структуру – создать его можно при участии одного учредителя.
Регистрация
Регистрация БО осуществляется по стандартной для юридических лиц процедуре в соответствии с Законом № 755-15 (подробней о процедуре регистрации мы писали тут), правда с некоторыми особенностями. В частности, Закон № 5073-17 обязывает БО прописывать в своём учредительном документе цели и сферы благотворительной деятельности, информацию об органах управления (состав, компетенция, порядок принятия решений), порядок назначения, избрания, утверждения членов организации. Кроме учредительного документа государственному регистратору подаются:
— заявление о государственной регистрации;
— нотариально заверенное решение (протокол учредительного (общего) собрания) учредителей о создании организации;
— документ об оплате административного сбора за регистрацию.
Важным этапом после осуществления регистрации БО является получение «неприбыльного» статуса. НКУ предусмотрен ряд определённых требований к неприбыльной организации, которые касаются, среди прочего, и оформления учредительных документов. В частности, пп.133.4. п. 133.4 ст. 133 НКУ определяет неприбыльную организацию как предприятие, учредительные документы которого:
а) содержат запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;
б) предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования).
Таким образом, чтобы получить статус неприбыльной организации эти два момента обязательно нужно предусмотреть в своих учредительных документах. Ну и в обязательном порядке в учредительном документе необходимо указать ссылку на нормативно-правовой документ, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность организации.
 Итак, что же необходимо предпринять для получения статуса неприбыльной организации?

  1. Подать в контролирующий орган (лично руководителем/представителем организации; по почте с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме с соблюдением условий регистрации электронной подписи, если учредительные документы опубликованы на портале электронных сервисов) регистрационное заявление (форма 1-РН) и заверенные подписью руководителя или представителя такой организации и скрепленные печатью (при наличии) копии учредительных документов (кроме тех, которые обнародованы на портале электронных сервисов.
  2. Подождать 14 календарных дней Решения контролирующего органа о включении/не включении БО в Реестр неприбыльных организаций.

Для вновь созданных предусмотрена возможность подачи Заявления 1-РН государственному регистратору вместе с документами на государственную регистрацию организации. В этом случае, заявление передается в электронной форме в контролирующие органы вместе со сведениями о государственной регистрации непосредственно государственным регистратором.

В случае самостоятельной подачи документов в контролирующий орган, подать документы желательно не позднее 10-ти календарных дней со дня регистрации. Только в этом случае неприбыльной БО будет считаться со дня своей государственной регистрации.
В случае получения отрицательного решения от контролирующего органа, неприбыльная организация может устранить недостатки и повторно подать документы в контролирующий орган. Законодательно, отказ возможен в случае:
1) предоставления некоммерческой организацией неполного пакета документов;
2) несоответствия неприбыльной организации требованиям, установленным п. 133.4 ст. 133 НКУ.
Из неофициальных источников, известно, что довольно большой процент отказов приходится на первый пункт «предоставления некоммерческой организацией неполного пакета документов» и именно при подаче Заявления через государственного регистратора. Полагаем, что, пользуясь абстрактной формулировкой требований к сопутствующим Заявлению 1-РН пакету документов («копии учредительных документов»), контролирующий орган может потребовать дополнительные документы, которые не обнародованы на портале электронных сервисов, а вот при самостоятельной подаче Заявления 1-РН в налоговую, такой момент исключается. Хотя, считаем, такие требования законодательно не обоснованными.

«Неприбыльный» статус освобождает организацию от уплаты налога на прибыль. Но, кроме получения почётного звания «неприбыльной организации», не менее важной является задача сохранения этого статуса. Требования к работе неприбыльных организаций установлены НКУ. За несоблюдение этих требований контролирующий орган вправе исключить организацию из «Реестра неприбыльных». Поэтому, перед тем как осуществлять какие-либо платежи, взносы или другие операции, рекомендуем проштудировать III и IV разделы НКУ. Более подробно о тонкостях работы «неприбыльщиков» мы расскажем в отдельной статье, которую вскоре можно будет найти на страницах forpeople.